Что такое ICPC?

ICPC (International Collegiate Programming Contest) – это международный чемпионат по алгоритмическому программированию, на котором ежегодно состязаются лучшие умы планеты. Настоящие Олимпийские игры для студентов и аспирантов, чьи команды соревнуются в скорости, креативности и инновационности решения поставленных задач.

Миссия чемпионата – создать возможности для общения между студентами разных университетов и привлечь внимание научных кругов и IT-индустрии к новому поколению профессионалов в области программирования.

Ежегодно в отборочных турах участвуют более 50 000 студентов-программистов из более 3000 университетов 115 стран, и только лучшие из них доходят до финала. Участники соревнований получают предложения о трудоустройстве от лидеров в технологии или становятся создателями собственных успешных стартапов.

Матей Захария
Профессор Stanford University,
сооснователь Databricks.
Золотая медаль
ICPC WF 2005
Адам д’Анджело
Сооснователь Quora,
бывший CTO of Facebook.
Серебряная медаль
ICPC WF 2004
Николай Дуров
Сооснователь VK и Telegram.
Чемпион
ICPC WF 2000
Тони Шей
CEO Zappos,
основатель LinkExchange.
Чемпион
ICPC WF 1993

История

Чемпионат вырос из локального студенческого соревнования по программированию, которое состоялось в Техасском университете в 1970 году. Идея быстро набрала популярность среди вузов США и Канады, и с 1977 года чемпионат стали проводить ежегодно. В 1989 году событие вышло на глобальный уровень: сегодня в чемпионате ICPC состязаются студенты из более чем сотни стран.

Ежегодно соревнование собирает больше участников, чем Олимпийские игры, – в 2017 году в чемпионате ICPC приняли участие 46 381 человек из 103 стран, в то время как в летней Олимпиаде в Рио-де-Жанейро на всех этапах участвовали 11 544 спортсмена.

Россия участвует в чемпионате с 1995 года. За это время российские студенты завоевали 33 золотые медали и продолжают непрерывную череду побед с 2012 года. В прошлом году чемпионами планеты по программированию стали студенты МГУ имени М. В. Ломоносова. Их команда заняла первое место в финале чемпионата ICPC в Порту (Португалия), впервые в истории выиграв в финале два раза подряд с одинаковым составом участников. Бронзовые медали завоевали команды студентов МФТИ и НИУ ВШЭ.

Финал чемпионата мира ICPC уже проходил в России дважды: в 2013 году – в Санкт-Петербурге, а в 2014-м – в Екатеринбурге. В 2020 году Москва впервые примет решающий турнир крупнейшего мирового чемпионата по программированию.

Правила чемпионата

В состязании участвуют университетские команды из трех студентов, прошедших не более 8 семестров очного обучения в областях науки, техники, инженерии и математики.

В основе всех задач лежат реальные проблемы, такие как оптимизация расписаний метрополитена, моделирование управления воздушным движением, оптимизация размещения ограждений, отслеживание движений роботов, составление гоночных трасс, моделирование сбора багажа в аэропорту, оценка запасов нефти и газа и другие.

Участники, прочитав сценарий, должны точно определить основную существующую проблему и разработать алгоритмы ее решения. За неверную попытку начисляется штрафное время. Побеждает команда, которая быстрее остальных решит наибольшее количество задач.

Такой формат соревнований считается одним из наиболее удачных и сложных: от участников требуется не только правильно решить задачи и в совершенстве знать алгоритмы, но также грамотно распределять роли в команде.

Официальные языки программирования в финале чемпионата мира ICPC 2020: C/C++, Kotlin, Java и Python.

Отборочные туры

Отбор на финальные соревнования проходит по многоступенчатой схеме: все университеты мира разбиты по территориальному признаку на регионы, где в течение года проводятся отборочные турниры. Университеты, в свою очередь, проводят внутренние соревнования и олимпиады, чтобы отобрать лучшие команды, которые представят их на региональном этапе мирового первенства.

Команды, занявшие первые места в региональных соревнованиях, отправляются на финал чемпионата мира ICPC. На этапе отбора один университет может быть представлен несколькими командами, но на финал от каждого университета может отправиться только одна команда.

В этом году в ICPC 2020 в Москве участвуют 135 команд.

Определение победителя

Команда-победитель определяется по числу решенных задач. При одинаковом количестве решенных задач побеждает команда, потратившая меньше времени.

Окончательное решение выносит судейская комиссия. Команды, занявшие в финале первые четыре места, получают золотые медали. Места с пятого по восьмое награждаются серебряными медалями, а с девятого по двенадцатое – бронзовыми. Команда, занявшая первое место, объявляется чемпионом и получает Кубок чемпионов мира.

Полный свод правил чемпионата ICPC 2020 можно найти на официальном сайте https://icpc.baylor.edu/worldfinals/rules

What is the ICPC?

The International Collegiate Programming Contest is an algorithmic programming contest, where the best brains compete annually. It’s a real Olympic Games for students and postgraduates, whose teams compete in terms of speed, creativity and innovation in solving problems.

The mission of the contest is to provide students from different universities with opportunities to interact with each other and to create a platform for industry, and academia to encourage and focus public attention on the next generation of computing professionals.

More than 50,000 student programmers from more than 3,000 universities from up to 115 countries participate in qualifying rounds each year, and only the best of them reach the finals. Participants go on to receive job offers from technology leaders or launch their own startups.

Matei Zaharia
professor at Stanford University,
Databricks co–founder.
Gold medal
ICPC WF 2005
Adam D’Angelo
Quora co–founder,
former CTO of Facebook.
Silver medal
ICPC WF 2004
Nikolai Durov
VK and Telegram co–founder.
Champion
ICPC WF 2000
Tony Hsieh
CEO Zappos,
LinkExchange founder.
Champion
ICPC WF 1993

History

The contest traces its roots back to a student competition held at Texas A&M University in 1970. The idea quickly gained popularity within the United States and Canada, and since 1977, the contest has been held annually. In 1989, it expanded into a global network of universities. Nowadays, the ICPC championship attracts students from more than a hundred countries.

Every year the competition attracts more participants than the Olympic Games – in 2017 it was attended by 46,381 people from 103 countries, while only 11,544 athletes participated in all stages of the summer Olympics in Rio.

Russia has been participating in the championship since 1995. Over the last 20 years, Russian students have won 33 gold medals and have maintained a winning streak since 2012. Last year, students from Lomonosov Moscow State University became world champions in programming. Their team took first place in the ICPC World Finals in Porto, winning the final twice in a row with the same line-up of participants for the first time. Teams from MIPT and HSE took home bronze medals.

The ICPC World Finals has already been held in Russia twice: St. Petersburg 2013 and Ekaterinburg 2014. In 2020, it will be held in Moscow for the first time.

Rules

The competition involves university teams of three students having completed no more than 8 semesters of STEM-related, full-time university study. Each team is provided with a computer, ten or more highly complex problems and five hours to solve them.

Every contest problem is presented in a real-life scenario. ICPC World Finals problem sets have contained problems to optimize subway schedules, model air traffic control, analyze logic circuits, optimize fence placement, track robot movements, map race courses, simulate airport luggage collection, estimate oil reserves, and so on.

After reading the scenario, participants should accurately identify the main existing problem and develop algorithms to solve it. Each incorrect solution submitted is assessed a time penalty. Teams are ranked according to the most problems solved and the least total time spent.

This format of the contest is considered to be one of the most challenging: the participants are required not only to solve the problems correctly and know the algorithms perfectly but also to distribute the roles in the team competently.

ICPC World Finals supports only four languages, C/C++, Kotlin, Java and Python

Qualification

The contest is a multi-tiered team competition. The universities from all over the world are all assigned to a region, where regional contests are held during the year. Meanwhile, universities often hold local competitions to choose teams that will represent them in regional contests.

The most successful teams from regional contests go to the Finals. In a regional contest, one university may be represented by several teams, but only one team from each university may enter the Finals.

This year 135 teams will participate in ICPC 2020 Moscow.

Prizes

Teams are ranked according to the number of problems solved. In cases where teams solve the same number of problems, they are ranked by total time taken with the least time earning teams first place.

In consultation with the World Finals Judges, the Director of Judging is responsible for determining the winners of the World Finals. Teams finishing in the top four positions will be awarded Gold Medals. Those finishing fifth through eighth place will be awarded Silver Medals. Teams in ninth through twelfth place will receive Bronze Medals. Additional Bronze Medals may be awarded. The highest scoring team is the World Champion and will receive the World Champion Cup.

The complete set of ICPC 2020 rules can be found at https://icpc.baylor.edu/worldfinals/rules